XIX
век

Париж в XIX веке

Париж в XIX веке бурно растет. Миграция населения внутри страны коснулась и столицы. Уже к середине XIX века половина жителей Парижа — выходцы из деревни и маленьких городков, приехавшие в надежде получить работу. И если в 1815 г. в Париже проживало 500 тыс. человек, то к 1850 г. численность населения достигает миллионной отметки, а к 1880 г. составляет 2 млн. человек. Рабочие ютятся в полуподвалах и в мансардах, по-прежнему сохраняется принцип: чем выше этаж — тем беднее семья. До середины XIX века Париж почти не менял свой облик и растущее население теснилось в городе, остававшемся в старых границах.

Еще в середине века грязная вода из домов текла по улицам, тротуаров не было, а дождь превращал все отбросы в вонючую жидкую грязь. Чтобы пешеходы могли перейти через улицу не испачкавшись, подметальщики клали на мостовую дощечки и переводили людей за особую плату.

Отличались друг от друга и жилые кварталы. Обычно богатые и средние слои населения проживали в западных, а рабочие — в восточных частях города, так как дул в основном западный ветер и на восток несло дым и копоть от фабрик.

Дефицит воды, света и воздуха, перенаселенность в этих районах приводили к заболеванию холерой и туберкулезом. Опустошительная эпидемия холеры посетила Париж в 1832 году. Больниц не хватало, большинство парижан умирало в полной нищете, не имея возможности получить медицинскую помощь. Среди низших слоев населения был развит алкоголизм — он помогал забыть нужду. Поражали масштабы преступности и беспризорности среди детей. «Все преступления человечества начинаются с бродяжничества детей», - писал Виктор Гюго.

Женщины-работницы не имели отпуска для ухода за больными детьми, отсюда высокая детская смертность, вдвое выше, чем в буржуазных кварталах. «Города стали могильщиками для людей» — так говорили о жителях восточных районов.

В западных кварталах условия жизни были не в пример лучше: и широкие улицы, и зеленые аллеи, и сравнительно чистый воздух, и приличное уличное освещение.

Но в середине XIX века Париж преображается, начинается реконструкция города: разрушаются старые кварталы, сносятся узкие улочки, где так удобно было строить баррикады.

Стройки дают новые рабочие места. Целых двадцать лет, начиная с 1853 года, Париж — строительная площадка. Работами руководит барон Османн, префект Сены. Именно он придал городу современный вид. Османн увеличил Париж, присоединив к нему 11 соседних общин. Под его руководством проложили широкие улицы с новыми домами, выстроенными в едином стиле, создали просторные площади, скверы и парки. Все это украшалось прекрасными скульптурами. На месте старинных городских стен устраивались бульвары. Улицы мостили щебенкой, появились тротуары. Успешно строились общественные здания: вокзалы, казармы, мэрии, школы, больницы, театры.

Знаменитым сооружением этой эпохи стало здание Оперы, созданное по проекту талантливого архитектора Шарля Гарнье. Оформилось архитектурное единство столицы.

Быстро развиваются все виды транспорта, начиная с речных трамваев с лопастными колесами до парового трамвая. По приказу Османна построили две окружные железные дороги, одна для грузов, другая для пассажиров. Дороги связали вокзалы с новыми кварталами. В конце XIX в. Париж получил водопровод и канализацию, трамвай и метро.

Использовались и новые строительные материалы: из металлических конструкций архитектором Виктором Бальтаром строится ансамбль из торговых павильонов. Это Центральный рынок, знаменитое «чрево Парижа».

Появляются огромные универсальные магазины, торгующие всевозможными товарами, кафе и рестораны, картинные галереи и книжные развалы букинистов на набережной Сены... И над всем этим великолепием высится чудо индустриальной эпохи, символ Парижа — башня Эйфеля.

Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М. Новая история

Следующая глава: Парижская коммуна

Число просмотров: 24046